Как открыть кокос с молоком

Здоровье и йога

Одним из заслуживающих доверия источников по хатха-йоге, наряду с « Йога сутрами » Патанджали, является труд выдающегося йогина Сватмарамы, написанный ориентировочно в пятнадцатом веке нашей эры, который носит название «Хатха-йога Прадипика».

Часто данное санскритское словосочетание переводится как «Прояснение хатха-йоги», однако действительное значение термина «прадипика» — «то, что освещает» или «самоосвещающийся».

«Хатха-йога Прадипика» является настольной книгой практически любого современного практика йоги, который стремиться постичь истинный смысл и глубинную цель великой дисциплины – Йоги.

В тексте освещён ряд вопросов, касающихся физических, ментальных и духовных сложностей, с которыми сталкивается и простой человек, не практикующий дисциплину йоги, и, в особенности, последователь йогического пути обретения осознанности и просветления.

Особенность «Хатха-йога Прадипики» по отношению к текстам буддизма, джайнизма и раджа-йоги Патанджали является отсутствие первостепенной важности ямы и ниямы (свода нравственных установок и самоограничений). В данном труде акцент выставлен в первую очередь на очищении при помощи шаткармы, после чего начинается практика асан и пранаямы.

«Хатха-йога Прадипика» доносит до читателя мысль о том, что напрямую управлять поведением своего ума, т.е. выполнять весь свод ямы и ниямы – это задача, которая требует неимоверных усилий и для большинства современных людей является невыполнимой задачей.

Гораздо проще, безопаснее и эффективнее начинать с самоконтроля и ограничений, касающихся физического тела.

В наше время часто случается так, что человек, который не может высидеть в падмасане даже пятнадцати минут, стремиться напрямую применить техники работы с умом. Крайним результатом таких рьяных усилий может быть расщепление ума, когда одна его часть пытается получить контроль над другой. Но на самом деле не существует никаких двух умов! Созданный такой практикой шаблон враждебности по отношению к самому себе может реализоваться в виде различного рода телесных и психических недугов.

Сватмарама, обладая огромным опытом личной практики и понимая это, в «Хатха-йога Прадипике» показал несколько иной путь к достижению состояния йоги – самадхи, который оказался очень «рабочим» для большинства современных последователей йоги.

Если подход раджа-йоги заключается в управлении умом с последующим управлением праны (жизненной силы), то хатха-йога даёт технологическую возможность научиться управлять потоком жизненной силы, что естественным образом приводит к получению навыка контроля собственного ума, так как прана и ум – это нераздельная пара, которая не может существовать изолированно друг от друга.

Дисциплина тела – дисциплина чувств – дисциплина ума – осознание света собственной души – осознание тождественности собственной души и Абсолюта – такова цепь этапов, по которым проходит практик йоги, опирающийся на знание, изложенное в «Хатха-йога Прадипике»

Наиболее распространёнными вариантами данного классического йоговского трактата являются книги «Хатха-йога Прадипика» с комментариями ведущих наставников Бихарской школы йоги (Свами Сатьянанда Сарасвати и Свами Муктибодхананды Сарасвати) в переводе на русский язык А. Липатова и М. Свечникова

Структура текста «Хатха-йога Прадипика»

Данные варианты перевода «Хатха-йога Прадипики» состоят из 4-х глав.

1. Первая глава «Хатха-йога Прадипики»

называется «Асана» и состоит из 67 шлок, которые рассказывают о:

— цели, препятствиях и факторах, помогающих на пути йоги
— практике разнообразных асан, служащих средством очищения, укрепления и оздоровления физического тела, а также инструментом пробуждения энергии Кундалини
— митахаре (йогической диете) и др.

2. Вторая глава «Хатха-йога Прадипики»

носит название «Шаткарма и пранаяма» и содержит 78 шлок, описывающих:

— техники шаткармы и пранаямы как средство очищения нади (каналов тонкого тела)
— взаимосвязь ума и праны
— признаках прогресса и совершенства в хатха-йоге и др.

3. Третья глава «Хатха-йога Прадипики»

под названием «Мудра и бандха» содержит 130 шлок, в которых повествует о:

— Кундалини, чакрах, каналах тонкого тела
— технике и эффектах практики мудр и бандх
— важности контроля семени и др.

4. Четвёртая глава «Хатха-йога Прадипики»

называется «Самадхи», которую составляют 114 шлок, рассказывающих о:

— достижении состоянии самадхи, которое вызывает активизацию ряда эффектов (исчезновение дуального восприятия, устранение кармических реакций и т.д.)
— важности практики мудр, в особенности шамбхави и кхечари мудры
— состоянии йога-нидры
— важности практики раджа-йоги, без которой хатха-йога является бесплодной
— возникновение в результате практики внутреннего звука (нада), которое поглощает ум и способствует достижению безмолвия и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Yoga-Space – о йоге, здоровье, самосовершенствовании